Сэр Серж aka Sir Serge (Сергей Лебедев) - official site
Статьи и заметкиРасчетыО сайте

Правила позиционирования фонознаков

или Правило Терне, если соблюдать канонические именования.

Что интересно, если «правило Терне» набрать в интернетовском поисковике, то вывалится огромное количество ссылок на различные покерные сайты, правила покера и различные шулерские методики при игре в покер. В общем, это самое «терне» - вполне устоявшийся покерный термин, хотите вы этого или нет - «Вы не император, вы просто коньяк», как поётся в известной песне.

Любой знак (фонознак), отображающий одну согласную или их комбинацию (слитные знаки), позиционируется своей крайней нижней точкой относительно базовой линии строки. Это определяет однозначное требование - базовая линия строки в обязательном порядке должна быть визуально обозначена - или явным начертанием этой самой базовой линии, или хотя бы пометкой позиции, определяющей ее вертикальное положение (поставьте точку в самом начале, от вас не убудет, не то при последующем чтении, возможно, будете долго гадать, где она, особенно если писали на нелинованной и не клетчатой бумаге).

Кроме базовой линии строки существуют три вспомогательных (обычно на практике никогда не вычерчиваются, и расстояния до них при позиционировании выдерживаются очень приближенно. Но FonoWriter эти линии рисует, и чётко ставит позиции именно на них):

  • Вспомогательная линия повышения тона: проводится явно или условно на ½ меры выше базовой.

  • Вспомогательная линия понижения тона: проводится явно или условно на ½ меры ниже базовой

  • Вспомогательная линия отсутствия тона, по которой позиционируются фонознаки, не имеющие сопровождения гласной (тоном то есть) - проводится условно на расстоянии 1,5 (полторы) меры ниже базовой линии. Меньшее расстояние, к сожалению, может привести к ухудшению распознаваемости, большее, для машинной графики - к невозможности стыковки соединительных с закруглениями верхних и нижних частей графики знаков, либо к сильной деградации графики. Графика и на таком позиционировании может деградировать до плохо распознаваемых при чтении конструкций, но шансы несколько уменьшаются.

    Из этого правила позиционирования фонознаков согласных (и слитных фонознаков) есть исключение.

    Исключением по позиционированию являются так называемые «конечное Н» и «конечное НЬ». То есть, получившиеся при раскладывании слова на графические элементы «Н» и «НЬ» без сопровождения гласной. Для них меняется графика на «короткую волну» (Н) и на «длинную волну» (НЬ) и позиционирование этих «волн» производится всегда без соединительной от базовой точки окончания траектории предыдущего фонознака.

    Расположение фонознаков на линиях повышения/понижения тона по сопровождающим гласным следующее (красными точками помечена базовая линия строки):

    Обратите внимание, что «расположение» разделено попарно на группы, а левая часть выделена жирным шрифтом. Это связано с проблемой неоднозначности распознавания позиционной графики, являющаяся основным и весьма существенным недостатком «слуховой скорописи» на первоначальном этапе обучения ей, или чтении фоностенографических текстов, если не приняты дополнительные меры.

    «Отцы основатели» предполагали, что регулируя нажатие пера и тем самым - толщину рисуемых линий, можно достоверно определить, какая гласная сопровождает позиционируемый фонознак, то есть, если фонознак сопровождает «жирная» гласная, фонознак должен быть жирнее того, который сопровождает гласная «обычной толщины». Такое разделение однозначно только для пары верхнего позиционирования - ЫИ. Для остальных же «жирных» и «тощих» пар предполагалось метить сопровождаемые крайними гласными из пары фонознаки точкой над фонознаком.

    То есть, точку должны иметь фонознаки написанные обычной толщиной, сопровождаемые гласными «Е» и «Ё» и фонознаки, написанные толсто, с нажимом - сопровождаемые гласными «Я» и «Ю»

    Без точки и тонкими линиями - фонознаки, сопровождаемые гласными «И», «Э», «О»

    Без точки и толстыми линиями - фонознаки, сопровождаемые гласными «Ы», «А», «У»

    Скромно указывалось, что подобное улучшение распознавания - только для особых случаев фонетического совпадения начертания или нечитаемости, а вообще - пишем всё тонкими линиями, и счастье постигает нас.

    Изменения в окружающей среде вносит свои коррективы. Из современных средств написания регулировать толщину линий нажимом можно, пожалуй, лишь при письме карандашом - и проблема встала во весь рост. Если судить по доступным суховеевским текстам, он «жирные» знаки в процессе эволюционирования сопровождал аж несколькими точками или штрихами. Или банально обводил требующие жирность фонознаки по нескольку раз поверх (это у него называлось «обжирновкой ©». Здесь проблема: пока будешь расставлять многочисленные точки, особенно и сверху и снизу, или обводить, успеешь просто написать над/под соответствующую букву гласной. Но это же неспортивно, господа.

    Поэтому коллективный разум поклонников суховеевицы породил где-то около 2016-года (это не описка) «Правило Терне - 2018» ©, по которому «тонкие» знаки предписывалось начертать с заметно бо́́льшим наклоном, чем обычные. Суховеев - более того - называет конкретный угол наклона - 22,5º. Неясно, каким образом он собирался выдерживать эти самые полградуса, но оставим как есть - мэтру виднее, не правда ли?

    Диаграммка для этого правила:

    В натуральном виде я не встречал ни одного рукописного творения, исполненного по этому правилу. Суховеев ссылается на то, что якобы в последних его дневниках (файл №234) это приведено, однако при всем желании, таким образом написанную правую часть в этих самых дневниках рассмотреть невозможно, если она там действительно есть. В приложении же к макросопечатанным шрифтовым материалам, размещенным на fonostenograf.narod.ru, методика работает вполне.

    UPD: Нашел в интернетах образчик выписывания «тонких ядер ©» с наклоном. Как всегда у Мастера - непонятно в каком месте и сделанный по другому поводу; зато старательно и каллиграфично исполненный, что большая редкость. Да еще без обработки изображения галимой фильтрацией и снятый не фотоаппаратом, а сканером, что тоже большая редкость.

    Посмею комментировать картинку.

    1. Если бы я заранее не знал, что здесь «что-то показано наклоном», то чёрта с два я бы выделил эти элементы. А вам они тоже прекрасно видны? Вот именно. Не забывайте еще, что образец скорее всего писался довольно медленно, со старательно высунутым языком, без спешки и торопливости.

    2. Приём нарушает ритмику движения руки. Дополнительные раздумья над траекторией, конечно же, приводят к заметному снижению скорости начертания.

    3. Угол наклона искомых элементов в приведённом образце отнюдь не 22,5º - а заметно больший.

    В любом случае, вам надо уяснить суть: для однозначного определения гласной, сопровождающей фонознак, необходимо сопроводить его каким-то особым признаком, технически показывающим на место гласной в ряду диаграммы правила позиционирования. Для рукописного варианта манипуляции с наклоном выглядят сомнительными - графика и так искажена индивидуальными особенностями пишущего, а еще навязывается дополнительное искажение, что будет безусловным минусом к распознаваемости; для машинного варианта с отрисовкой знаков и соединительных - наклон фонознака также неприемлем из-за серьёзного усложнения просчёта графики.

    Для машинной графики применяем следующий компромисс: ставим акценты над фонознаком, в виде коротких штрихов. Наклоном штриха показываем направление от центра диаграммы, количеством штрихов показываем позицию гласной от центра диаграммы. Для первых знаков правой стороны диаграммы акцент не ставим. Такой приём вкупе с позицией фонознака даст полную однозначную идентификацию сопровождающей фонознак гласной (звука, тона, густоты, тембра - как хотите. Для машинного представления это всё равно позиция и не более того). И при ручной записи резко снизит скорость написания. Но тут выбор ваш - либо скорость, либо однозначность. В конце концов, уточнения можно проставить и после написания. И при достижении определённой практики на чтение - обходиться без них вообще.

    Для большей наглядности обновим диаграммку:

    Что будет, если акцентов не ставить?

    Если информация о «сопровождающей гласной» отсутствует, то чтение в целом превращается в увлекательный подбор слов под графику. В случае, когда слова просты, контент прост, такой текст без особых затруднений читается на ура, чтец замедляется только на отдельных сомнительных местах, но и они в целом преодолимы. Развивается эрудиция и словарный запас, потому что чёрта с два вы опознаете совершенно незнакомое слово. Но можно легко пойматься на словах, имеющих тождественное графическое начертание. По графике, например, одинаковы «тут» и «тот», «сват», «свят» и «свет». И это не самые знаковые примеры. Представьте, например, что вы читаете исторический фоностенографический текст допроса кого-нибудь подозреваемого в чём-то серьёзном, и наталкиваетесь на росчерк, который можно прочитать как «выдал» или же как «видел». Графика абсолютно совпадает, уточнений нет. Так что же это за слово? В контексте смысл может резко поменяться на противоположный. Свидетель превратится в предателя. «Жалеть» превратится в «желать», «раздался» в «разделся», «леску» в «ласку», «мечта» - «мачта», «пуля» - «поле», «быть» - «бить». (Есть еще возможность превратить Тверь в дверь из-за одинаковой графики слитных, (и, кстати, в «тварь») но такие случаи появляются довольно редко).

    Минимальная расстановка акцентов

    Экстремальный вариант: помечаются только знаки с сопровождающей «Е». Считается, что этого достаточно для определённости. И во многих случаях действительно так.

    Менее экстремальный вариант: Для верхней группы метится знак с сопровождением «Ы», для средней группы - знак с сопровождением «Е», для нижней группы - знак с сопровождением «У».

    Позиционирование фонознаков гласных

    Фонознаки гласных не позиционируются «по сопровождению гласной» (у них этого сопровождения просто нет). Основные правила для них таковы:

    - Фонознаки «Й» и «Я», в любом месте слова, при ручном исполнении позиционируются в виде узелка соответствующего направления на соединительной линии; в том числе на соединительной линии между словами, на стандартном внутрисловном удалении от начала/конца слова, к которому они относятся. При машинном исполнении: в начале слова всегда позиционируются по базовой линии, в середине и конце слова - со смещением ½ меры вправо и вверх относительно базовой точки конца траектории предыдущего фонознака. Соединительная к ним выполняется стандартно.

    - Фонознак любой гласной, кроме «Й» и «Я», стоящий в начале слова, позиционируется исключительно относительно базовой линии, как он показан исходно на диаграмме, приведенной ранее: на базовой линии все фонознаки гласных, кроме «Ы» и «И» - эти позиционируются на линии понижения тона. Всегда.

    - Фонознаки гласных «Э», «Е» в середине и конце слова пристыковываются без соединительной к базовой точке окончания траектории предыдущего фонознака.

    - Фонознаки «О», «У», «Ю» при ручном исполнении своей точкой завершения траектории пристыковываются к базовой точки начала траектории следующего фонознака. В одиночном положении - на базовой линии. При машинном исполнении в любом расположении позиционируются по базовой линии.

    Давайте попробуем что-нибудь написать прочитать, пользуясь полученными сведениями:

    в этом примере применены «слоговые» конструкции, в которых нет фонознаков без сопровождающей гласной (написано: «ма.ма мы.ла ба.ла.му.та»). А вот ещё:

    … для иллюстрации, отрисовывания фонознаков, у которых нет гласной сопровождения («мо.то.р ра.бо.та.л по.д во.до.й»). В последних двух примерах намеренно использованы только базовые фонознаки.

    Допущения по позиционированию при письме вручную

    В природе пишущего не очень чётко выдерживать позиционирование, свойственно либо задирать очередной знак вверх, либо же вниз.

    Специально укажем на следующие допущения:

    - Всё, что выше базисной линии и имеет любой различимый отступ от неё по нижней точке знака, относится к фактическому размещению на линии повышения тона; Всё, что располагается выше линии повышения тона, относится по позиционированию к линии повышения тона.

    - Всё, что по нижней точке знака находится между базовой линии и линией понижения тона, относится по позиционированию к линии понижения тона.

    - Всё, что по нижней точке знака находится ниже линии понижения тона, относится по позиционированию к линии отсутствия тона, вне зависимости от реального до неё расстояния.

    Злоупотреблять указанными допущениями, однако, не стоит.

    «Многоэтажки»

    - так условно назовём приём позиционирования при ручном выписывании, при котором несколько фонознаков согласных следуют один за другим, и вся цепочка не имеет сопровождающей гласной для позиционирования - гарантированно опускается последней точкой траектории ниже линии отсутствия тона, либо такую гласную имеет и позиционируется по соответствующей линии нижней точкой последнего знака цепочки. Каждый последующий знак приписывается к точке окончания траектории предыдущего очень короткой соединительной или вообще без соединительной. Формально, приём позволяет создавать комбинации согласных на основе базовых примитивов, и часто используется в примерах канона. Многоэтажки позволяют вести полнотекстовую писанину начинающим, освоившим только базовые фонознаки. Все фонознаки в цепочке, кроме последнего, могут исполняться в размере ½ меры.

    Г-н. Суховеев считает этот приём прогрессивнейшим, но на самом деле даже при самом начале применения для письма слитных фонознаков его использование начинает крайне негативно влиять на распознаваемость - из-за визуальной путаницы между составляющими «многоэтажек» и существованием таких же по размеру и начертанию слитных фонознаков «...+н». Поэтому в вульгаризованной фоностенографии приём не используется, несколько слитных сдвоенных фонознаков, образованных на этом принципе, которые хорошо распознаются, внесены в соответствующие таблицы, для остальных сочетаний применение многоэтажек категорически не рекомендуется.

    В дальнейшем разборе машинной графики «многоэтажки» не пригодятся - они не используется как алгоритм. Вместо генерации «многоэтажек» в случае появления стоящих подряд нескольких фонознаков согласных без сопровождающих гласных, FonoWriter размещает их на линии отсутствия тона один за другим, что менее изящно графически, но с точки зрения распознаваемости приемлемо.


    Текст опубликован: 2020-05-24

    Последние изменения текста: 2020-05-24


    Вы можете добавить свои комментарии.

    Комментарий появится на сайте только после того, как он будет проверен администрацией на запрещённую законодательством информацию.

    Для возможности внесения комментариев в браузере должна быть включена поддержка JavaScript. Реклама и ссылки на сайты, не относящиеся к делу, являются прямым основанием удаления комментария. Поля "E-mail" и "WWW" обязательными для заполнения не являются, поле E-Mail не публикуется. Если хотите просто что-то написать автору статьи, без публикации на сайте - воспользуйтесь специальной формой под пунктом меню "О сайте". Администрация оставляет за собой право публиковать или не публиковать адреса, введенные в поле www, а также при необходимости редактировать текст вашего сообщения. Ответы на ваши сообщения по введенному вами E-mail автоматически сайтом не высылаются. Теги PHPBB и HTML не действуют.


    Ещё тексты по этой теме:

    Что такое «Вульгаризованная фоностенография» (2024-04-03/2024-04-03)
    Книга "Вульгаризованная фоностенография" (2020-01-25/2021-10-15)
    Полный перечень фонознаков согласных и слитных фонознаков (2020-05-23/2021-10-15)
    Основная алгоритмика построения письменной графики в вульгаризованной фоностенографии и алгоритм, по которому графику строит FonoWriter (2020-05-25/2020-05-25)
    Таблица частотности сочетания согласных букв для эсперанто - Frekvenca tabelo de konsonantaj literkombinaĵoj en Esperanto (2023-09-20/2023-10-03)
    Таблица частотности сочетания согласных букв для испанского языка - Tabla de frecuencia de combinaciones de consonantes para español (2023-09-20/2023-09-20)
    Наглядно о том, почему DJVU - очень плохой вариант для отображения рукописного текста (2021-09-09/2021-09-09)
    О реальной скорости ведения записей «фразграфией»-суховеевицей по данным В.А.Суховеева (2020-09-22/2021-06-08)
    Фразграфия - как они это читают (2021-02-24/2021-02-24)
    Пишустры (2020-10-30/2020-10-30)
    Как профессор Соколов время написания стенографических знаков измерял (2020-10-28/2020-10-28)
    О том, как наплевательское и невнимательное ознакомление с теорией приводит к фэйковым аргументам (2020-09-06/2020-09-06)
    Анекдоты альтернативного мира, в котором фразграфия - основная письменность для русского языка (2020-08-30/2020-08-30)
    Базовые (основные) фонознаки (2020-05-25/2020-07-16)
    Наглядное сопоставление графики и информационной составляющей рукописных текстов канонической фоностенографии с вульгаризованной (2020-05-26/2020-05-26)
    Мера и наклон письма в фоностенографии (2020-05-24/2020-05-24)
    Особые правила применения разных видов графического представления фонознака «Н» (2020-05-24/2020-05-24)
    Отдельно стоящие предлоги В, К, С (2020-05-24/2020-05-24)
    Правила слияния, используемые при конструировании слитных фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
    Сетка-шаблон изображения фонознака и наименования её элементов (2020-05-24/2020-05-24)
    Цифры в фоностенографии/фразграфии (2020-05-24/2020-05-24)
    Фонознаки гласных (2020-05-23/2020-05-23)
    Фонознаки обратного сопровождения или «обратные звуковые ядра» (2020-05-23/2020-05-23)
    Таблица сдвоенных слитных фонознаков (2020-05-22/2020-05-22)
    Фонознаковые тексты для чтения, графика программы FonoWriter (2020-05-21/2020-05-21)
    «Как же учить стенографии» - В. Аликин, газета Правда - 14.09.1978 (2020-05-12/2020-05-12)
    Частотность применения фонознаков на примере трёх текстов (2020-03-19/2020-03-30)
    Таблица частотности сочетаний согласных на примере трёх произвольных текстов (2020-02-08/2020-02-08)
    Сергей Павлович Королёв и стенография (2020-01-25/2020-02-06)
    Papifax (серия статей) - что под этим подразумевается? (2019-11-18/2019-12-20)
    Papifax #17 (2019-12-17/2019-12-17)
    Papifax #18 (2019-12-17/2019-12-17)
    Papifax #19 (2019-12-17/2019-12-17)
    Papifax #1 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #10 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #11 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #12 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #13 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #14 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #15 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #16 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #2 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #3 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #4 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #5 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #6 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #7 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #8 (2019-11-15/2019-11-15)
    Papifax #9 (2019-11-15/2019-11-15)
  • Copyright © 2003-2024 by Sir Serge