Сэр Серж aka Sir Serge (Сергей Лебедев) - official site
Статьи и заметкиРасчетыО сайте

Правила слияния, используемые при конструировании слитных фонознаков

При конструировании слитных всегда неукоснительно выполняется следующее условие: графика по трассе начертания строго следует порядку появления согласных в определителе фонознака. При этом первые по очерёдности присоединения (и стоящие первыми в определите) элементы всегда присоединяются к верхней части фонознака, следующего в определителе, а последующие - к нижней.

Р(Л)+

Начнем с простейшей, и наиболее часто встречающейся, пристройки фонознаков «Р» и «Л» ко всем разновидностям фонознаков. Ниже показаны все типичные случаи присоединения с пронумерованной последовательностью прочерчивания траектории, включая соединительные. «Присоединенные» фонознаки «Р» и «Л» всегда уменьшаются вдвое относительно их нормального размера. На рисунке показаны только присоединения «Р» с типичными элементами, для «Л» принципы те же, только радиус окружности вдвое больше, и для крайнего левого верхнего элемента верхняя его часть совпадёт с основной траекторией следующего знака. Рисуется в той же последовательности.

И, в случае присоединения Р(Л) к фонознаку в начале, овал всегда стыкуется с базовой точкой начала последующей траектории с поправкой на точку касания.

Особый случай - слитный «ЛСТ» в слове «полставки». Кроме нумерации, стрелками показано направление движения пера.

+Р(Л)

Когда овалы «р» и «л» пристраиваются последними в цепочке, их способ присоединения выглядит несколько нелогичным, если не понимать траектории построения.

Для случаев соединения со знаками, имеющими нижний отгиб (два последних случая справа на рисунке положение овалов по вертикали определяются условиями непересечения с нижним отгибом.

В случае присутствия двух овалов в составе слитного фонознака, тот что находится выше, всегда определяет начало последовательности определителя фонознака, тот что ниже - конец последовательности.

C(З)+

Две верхних петли порождают большую петлю:

Петля и знак с верхним и нижним отгибами (да будем проще: СЖ, ЗЖ, СШ, ЗШ) порождают результирующую форму с петлёй вверху и сохранённым нижним отгибом:

обратите внимание также на следующее: результативный слитный сохраняет вертикальный размер большего знака из суммируемой пары. Это также общее правило слияния. Исключениями являются случаи, когда результирующий фонознак должен представлять явно глухое сочетание.

Петля и знак, имеющий только верхний отгиб, порождают знак с большой петлёй, такой, как у базового фонознака «Щ» (если формально подходить к теории, то он вообще то и есть на самом деле комбинированный фонознак С+Ч):

Петля и знак с верхним закруглением порождают знак с растянутым верхним закруглением:

З+Х - глухое сочетание, совпадающее по звучанию с С+Х, поэтому результат одномерный.

Петля и знак с верхним отгибом и нижним закруглением порождают знак с верхней петлёй и нижним закруглением. Собственно, такой знак у нас один: В/Ф

Петля и знак с верхним остриём порождают отклоненную влево вертикальную петлю с изломом (в машинной графике - круглую петлю, отклонённую до касания с воображаемым продолжением основы знака:

Т(Д)+

Два фонознака, первый из которых начинается как угодно, но заканчивается на остриё, а второй начинается и заканчивается на остриё, порождают результат, сохраняющий верхнюю часть первого фонознака и имеющий петлю на нижнем конце:

Т(Д)+Ш(Ж)

Слияние знака, имеющего два острия и знака, имеющего два отгиба, порождает искажение формы второго знака обратным наклоном основы:

Т+В

Слияние знака, имеющего два острия и знака, имеющего верхний отгиб и нижнее закругление, порождает пририсовывание первого знака к верхней точке отгиба второго с возможной модификацией размера основы по вертикали:

Т+С

Слияние знака, имеющего нижнее остриё и знака, имеющего верхнюю петлю, даёт в результате знак, имеющий нижний отгиб. Результат двумерен, иначе совпадает с базовым фонознаком «Н».

К этому же правилу относится и следующий случай:

К(Г)+З(С)

Слияние фонознака с верхним закруглением и фонознака с верхней петлёй порождает фонознак, сохранивший верхнее закругление и получающий нижний отгиб. Результат всегда двумерен, потому что иначе совпадёт с основным фонознаком «Х»

К(Г)+Ц(Ч)

Слияние знака, имеющего верхнее закругление и знака, имеющего верхний отгиб порождает пристраивание верхнего закругления перед верхним отгибом:

Ц+В

Слияние знака, имеющего верхний отгиб и нижнее остриё и знака, обладающего верхним отгибом и нижним закруглением, приводит к пристраиванию одномерного варианта первого знака к вершине острия одномерного варианта второго знака. Результат всегда двумерен.

Г+Б

Группа этих знаков порождается путем масштабного уменьшения в два раза (до половины меры) предшествующего «Н» одномерного варианта базового фонознака. Операция не допускается, если предыдущий фонознак - комбинированный (кроме Щ) и если получаемый слитный не будет иметь позиционирования по гласной.

Операции не подвергаются фонознаки «Р» и «Л»

+Ь/Ъ

(Признак смягчения)

Выполняется в форме перечёркивания основы петлёй, безотрывно вырисовывающейся от конечной стационарной точки траектории знака (см. соответствующие формы в полном перечне слитных фонознаков). В машинной графике «смягчение» для «РЬ» и «ЛЬ» представлено в виде маленькой окружности, пересекающей знак в конечной точке траектории. Вручную выполняется так же, как для остальных знаков.

Для слитных фонознаков, содержащих «смягчённые» «Р» и «Л», разрешается указание признака смягчения в виде точки, расположенной по центру графики элемента, отображающего «Р» или «Л» в фонознаке.

При ручной графике разрешено ставить признак смягчения в виде точки непосредственно над основой фонознака, в непосредственной близости к его крайней верхней точке. Но такой приём не является рекомендованным для постоянного применения.

Прямой запрет экспериментаторам для применения смягчения к графике фонознаков, уже имеющих обратное перечеркивание основы: так называемым «обратным ядрам». В этом случае образуется весьма невразумительная и нечитаемая графика.


Текст опубликован: 2020-05-24

Последние изменения текста: 2020-05-24


Вы можете добавить свои комментарии.

Комментарий появится на сайте только после того, как он будет проверен администрацией на запрещённую законодательством информацию.

Для возможности внесения комментариев в браузере должна быть включена поддержка JavaScript. Реклама и ссылки на сайты, не относящиеся к делу, являются прямым основанием удаления комментария. Поля "E-mail" и "WWW" обязательными для заполнения не являются, поле E-Mail не публикуется. Если хотите просто что-то написать автору статьи, без публикации на сайте - воспользуйтесь специальной формой под пунктом меню "О сайте". Администрация оставляет за собой право публиковать или не публиковать адреса, введенные в поле www, а также при необходимости редактировать текст вашего сообщения. Ответы на ваши сообщения по введенному вами E-mail автоматически сайтом не высылаются. Теги PHPBB и HTML не действуют.


Ещё тексты по этой теме:

Книга "Вульгаризованная фоностенография" (2020-01-25/2021-10-15)
Полный перечень фонознаков согласных и слитных фонознаков (2020-05-23/2021-10-15)
Наглядно о том, почему DJVU - очень плохой вариант для отображения рукописного текста (2021-09-09/2021-09-09)
О реальной скорости ведения записей «фразграфией»-суховеевицей по данным В.А.Суховеева (2020-09-22/2021-06-08)
Фразграфия - как они это читают (2021-02-24/2021-02-24)
Пишустры (2020-10-30/2020-10-30)
Как профессор Соколов время написания стенографических знаков измерял (2020-10-28/2020-10-28)
О том, как наплевательское и невнимательное ознакомление с теорией приводит к фэйковым аргументам (2020-09-06/2020-09-06)
Анекдоты альтернативного мира, в котором фразграфия - основная письменность для русского языка (2020-08-30/2020-08-30)
Базовые (основные) фонознаки (2020-05-25/2020-07-16)
Наглядное сопоставление графики и информационной составляющей рукописных текстов канонической фоностенографии с вульгаризованной (2020-05-26/2020-05-26)
Основная алгоритмика построения письменной графики в вульгаризованной фоностенографии и алгоритм, по которому графику строит FonoWriter (2020-05-25/2020-05-25)
Мера и наклон письма в фоностенографии (2020-05-24/2020-05-24)
Особые правила применения разных видов графического представления фонознака «Н» (2020-05-24/2020-05-24)
Отдельно стоящие предлоги В, К, С (2020-05-24/2020-05-24)
Правила позиционирования фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
Сетка-шаблон изображения фонознака и наименования её элементов (2020-05-24/2020-05-24)
Цифры в фоностенографии/фразграфии (2020-05-24/2020-05-24)
Фонознаки гласных (2020-05-23/2020-05-23)
Фонознаки обратного сопровождения или «обратные звуковые ядра» (2020-05-23/2020-05-23)
Таблица сдвоенных слитных фонознаков (2020-05-22/2020-05-22)
Фонознаковые тексты для чтения, графика программы FonoWriter (2020-05-21/2020-05-21)
«Как же учить стенографии» - В. Аликин, газета Правда - 14.09.1978 (2020-05-12/2020-05-12)
Частотность применения фонознаков на примере трёх текстов (2020-03-19/2020-03-30)
Таблица частотности сочетаний согласных на примере трёх произвольных текстов (2020-02-08/2020-02-08)
Сергей Павлович Королёв и стенография (2020-01-25/2020-02-06)
Papifax (серия статей) - что под этим подразумевается? (2019-11-18/2019-12-20)
Papifax #17 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #18 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #19 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #1 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #10 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #11 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #12 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #13 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #14 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #15 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #16 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #2 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #3 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #4 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #5 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #6 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #7 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #8 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #9 (2019-11-15/2019-11-15)
Copyright © 2003-2023 by Sir Serge