Сэр Серж aka Sir Serge (Сергей Лебедев) - official site
Статьи и заметкиРасчетыО сайте

Сергей Павлович Королёв и стенография

В советское время иногда упоминалось, что Генеральный Конструктор владел и пользовался стенографией. Правда, никогда не уточнялось, какой именно. И не зря. Потому что это была совсем не та стенография Соколова, которую массово и иногда принудительно изучала на специальных курсах вся страна; и которая, кстати, появилась гораздо позже.

Наиболее подробные сведения по этому поводу можно найти в книге Наталии Королёвой «Отец», нумерация страниц далее по трёхтомному изданию 2007 года со следующими выходными данными (это том 1):

стр. 121

«На первом курсе стройпрофшколы мама начала изучать стенографию, считая, что это может помочь ей в студенческие годы, - а она мечтала получить высшее медицинское образование - и, кроме того, пригодится для заработка. Окончив курсы, мама действительно периодически подрабатывала потом, стенографируя выступления на конференциях и съездах в Одессе, ездила в Балту и другие города, получая за короткий срок подчас столько же, сколько ее отец, инженер, за целый месяц. Когда мой отец узнал, что мама ходит на курсы стенографии, он немедленно записался туда же. Обучались по звуковой системе «Тэрнэ». Для занятий надо было иметь слух, так как все основывалось на звуках. Мои родители, находясь в одной группе, соревновались друг с другом в скорости записи знаков. Будучи очень самолюбивым, отец стремился не только не отстать от мамы, но и быть всегда впереди. Они занимались несколько месяцев и вместе закончили курсы, получив соответствующие свидетельства.

Позднее, после ареста отца, знание стенографии помогало моим родителям общаться. В записочках, которые отец умудрялся передавать маме из мест заключения, он нередко писал несколько строчек именно стенографически. Даже на модели первой советской ракеты, запущенной в Нахабино в 1933 г. и находящейся сейчас в Мемориальном доме-музее отца в Москве, есть его монограмма «СК», написанная стенографически. И на письмах, которые мама получала от него из разных мест, он подписывался «Сергей», а сбоку часто, специально для нее, ставил знакомый стенографический символ.»

Свидетельство об окончании С.П. Королевым курсов стенографии.

Одесса, 12 июня 1924 г.

стр. 131

«Эту фотографию с надписью,сделанной стенографическими символами, мама подарила моему отцу, когда он уже учился в Киеве. В день своего 70-летия, 29 августа 1977 г., на обороте ее копии она написала: «Наташенька, родная! Это была любимая фотокарточка твоего отца, в ту пору меня очень любившего. Пусть напоминает она тебе о нашей с ним юности и становлении»».

стр. 147

«В К П И абитуриенту предложили заполнить анкету, в которой он отметил, что имеет профессию лектора-стенографиста и уже зарабатывает деньги собственным трудом.»

стр. 150

«ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять меня в число членов союза по категории руководителя кружков по воздухоспорту и как стенографа. Как видно из приложенных мною документов, я с июня

1923 г., учась в профшколе, руководил планерными кружками на заводах Марти и Бадина,

Чижикова и Одвоенморбазы. Кроме того, был пом. руководителя планерной авиационной

группы при 3-м разведыват. Гидро-авиа отряде. Мною сконструирован самостоятельно

планер типа «К-5», принятый к постройке на Николаевском Госзаводе. Адрес мой - Костельная 6 кв. 6.

18/VIII24

С.Королев».

На следующий день он заполняет анкету-вступительный бланк, в котором, кроме своей работы «кружковода и стенографа», отмечает также знание украинского, немецкого и английского языков».

Из всего этого можно почерпнуть любопытную статистику: на момент завершения стенографических курсов по системе Терне Королёву было 18 лет. Это несколько нарушает эмпирическую статистику Суховеева о том, что в восемнадцать заниматься освоением поздновато.

Ну, а за себя говорят факты: Королёв не только владел гм... фоностенографией (точнее - её начальным прототипом)... но и некоторое время активно преподавал. Пользовался до конца жизни для ведения собственных записей и она его устраивала.

Так что, желающие быть "как Королёв", ещё могут приобщиться и к этой характеристике его незаурядной личности, изучив для себя фоностенографию Александровой по материалам на fonostenograf.narod.ru или хотя бы ее упрощенный "вульгаризованный" вариант.


Текст опубликован: 2020-01-25

Последние изменения текста: 2020-02-06


Вы можете добавить свои комментарии.

Комментарий появится на сайте только после того, как он будет проверен администрацией на запрещённую законодательством информацию.

Для возможности внесения комментариев в браузере должна быть включена поддержка JavaScript. Реклама и ссылки на сайты, не относящиеся к делу, являются прямым основанием удаления комментария. Поля "E-mail" и "WWW" обязательными для заполнения не являются, поле E-Mail не публикуется. Если хотите просто что-то написать автору статьи, без публикации на сайте - воспользуйтесь специальной формой под пунктом меню "О сайте". Администрация оставляет за собой право публиковать или не публиковать адреса, введенные в поле www, а также при необходимости редактировать текст вашего сообщения. Ответы на ваши сообщения по введенному вами E-mail автоматически сайтом не высылаются. Теги PHPBB и HTML не действуют.


Ещё тексты по этой теме:

Что такое «Вульгаризованная фоностенография» (2024-04-03/2024-04-03)
Книга "Вульгаризованная фоностенография" (2020-01-25/2021-10-15)
Полный перечень фонознаков согласных и слитных фонознаков (2020-05-23/2021-10-15)
Основная алгоритмика построения письменной графики в вульгаризованной фоностенографии и алгоритм, по которому графику строит FonoWriter (2020-05-25/2020-05-25)
Таблица частотности сочетания согласных букв для эсперанто - Frekvenca tabelo de konsonantaj literkombinaĵoj en Esperanto (2023-09-20/2023-10-03)
Таблица частотности сочетания согласных букв для испанского языка - Tabla de frecuencia de combinaciones de consonantes para español (2023-09-20/2023-09-20)
Наглядно о том, почему DJVU - очень плохой вариант для отображения рукописного текста (2021-09-09/2021-09-09)
О реальной скорости ведения записей «фразграфией»-суховеевицей по данным В.А.Суховеева (2020-09-22/2021-06-08)
Фразграфия - как они это читают (2021-02-24/2021-02-24)
Пишустры (2020-10-30/2020-10-30)
Как профессор Соколов время написания стенографических знаков измерял (2020-10-28/2020-10-28)
О том, как наплевательское и невнимательное ознакомление с теорией приводит к фэйковым аргументам (2020-09-06/2020-09-06)
Анекдоты альтернативного мира, в котором фразграфия - основная письменность для русского языка (2020-08-30/2020-08-30)
Базовые (основные) фонознаки (2020-05-25/2020-07-16)
Наглядное сопоставление графики и информационной составляющей рукописных текстов канонической фоностенографии с вульгаризованной (2020-05-26/2020-05-26)
Мера и наклон письма в фоностенографии (2020-05-24/2020-05-24)
Особые правила применения разных видов графического представления фонознака «Н» (2020-05-24/2020-05-24)
Отдельно стоящие предлоги В, К, С (2020-05-24/2020-05-24)
Правила позиционирования фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
Правила слияния, используемые при конструировании слитных фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
Сетка-шаблон изображения фонознака и наименования её элементов (2020-05-24/2020-05-24)
Цифры в фоностенографии/фразграфии (2020-05-24/2020-05-24)
Фонознаки гласных (2020-05-23/2020-05-23)
Фонознаки обратного сопровождения или «обратные звуковые ядра» (2020-05-23/2020-05-23)
Таблица сдвоенных слитных фонознаков (2020-05-22/2020-05-22)
Фонознаковые тексты для чтения, графика программы FonoWriter (2020-05-21/2020-05-21)
«Как же учить стенографии» - В. Аликин, газета Правда - 14.09.1978 (2020-05-12/2020-05-12)
Частотность применения фонознаков на примере трёх текстов (2020-03-19/2020-03-30)
Таблица частотности сочетаний согласных на примере трёх произвольных текстов (2020-02-08/2020-02-08)
Papifax (серия статей) - что под этим подразумевается? (2019-11-18/2019-12-20)
Papifax #17 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #18 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #19 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #1 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #10 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #11 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #12 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #13 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #14 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #15 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #16 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #2 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #3 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #4 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #5 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #6 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #7 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #8 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #9 (2019-11-15/2019-11-15)
Copyright © 2003-2024 by Sir Serge