Сэр Серж aka Sir Serge (Сергей Лебедев) - official site
Статьи и заметкиРасчетыО сайте

Наглядное сопоставление графики и информационной составляющей рукописных текстов канонической фоностенографии с вульгаризованной

У канонических фоностенографических текстов в книжке Александровой обнаруживается одна интересная особенность: если читатель знает, что там написано, он смотрит на запись и - да - видит там именно то, что нужно. А вот если не знать исходного предложения, то результат попытки чтения далеко не всегда адекватен оригиналу, а иногда прочтение не получается вообще.

Берём первую более-менее связную текстовку, встречающуюся в книге - это рисунок №29, страница 33 3-го издания (здесь и далее графика именно по этой книжке).

Информационная структура следующая:

- Нумерация согласно канону: номер рисунка / строка в рисунке, отсчёт сверху

- Каноническая графика

- прочтение «в лоб», не чтобы поиздеваться, а чтобы наглядно показать степень потери информации в каноничном написании и пояснить вам, читатель, почему вам без должного проникновения скорее всего так и не удастся это прочитать в случае, когда вы не имеете никакого предварительного представления, что там написано.

- то же самое предложение в исполнении FonoWriter'a (строка рисуется по аннотации к «эталонной» записи, приведённой в каноне)

- вручную исполненная графика по правилам «вульгаризованной фоностенографии»

Исходный текстовый вариант не приводится. В первую очередь, чтобы не было эффекта узнавания. Во-вторых, FonoWriterовский вариант читается вполне однозначно, и по нему можно сверять смысл. Ну а если что, можно подглядеть в книге Александровой.

29/1

Здесь и далее еще делается (не соответствующее действительности) предположение, что все гласные позиционирования известны достоверно. На самом деле, это конечно, не так. В частности, что-то не видно предписанной разницы в толщине линий во втором слове. С оконечными знаками, особенно «смягченными» в буквенном написании мягким знаком, в каноне совсем неоднозначно: понятно, мастер тянет их вертикальный размер так, чтобы они растянулись нижней точкой до 1,5 меры под базисную строку, понятно, что конечные всегда оглушены, но это отнюдь не улучшает читаемость. Потеряна напрочь пауза, подразумеваемая запятой.

Разница в графике: как и обещалось, намеренное искажение программой канона в изображении «я», предлог «в» на общих основаниях вместо полумерного фонознака, расположенного на пересечении базисной линией в каноне, ну и игнорирование всех «слуховых» правил окончаний слов.

29/2

Безусловно, если знаешь контент - прочтение удастся. Опять же, повторю, намеренно предполагается, что гласные позиционирования угаданы правильно. Кстати, некоторые полагают, что приставные ПР и ПЛ канона якобы своей позицией погут показывать прилагаемую к ним гласную. А как бы не так. Это по определению канона - безударная приставка, а безударному сочетанию гласная позиционирования каноном не полагается. Хотя, создаётся настойчивое впечатление, что пишущие подсознательно позиционируют этот значок в правильное место по вертикали.

29/3

29/4

29/5

если бы в двух последних словах фонознаки «д» были опущены до уровня правильного сопровождения гласной, это значительно бы повысило однозначность распознавания. Но нет! У нас же «ядра»! У нас же драгоценная «живопись речи», поэтому все окончания должны быть проглочены - настоящему фоностенографисту они не нужны.

29/6

Я уже, кажется, говорил о том, что начертание знаков, «р» и «л» никоим образом не назвать эргономичным. Так и тут, спазм свёл руку Мастера, и размер конечного «л» был начертан … неопределённо

29/7

29/8

с какого перепугу здесь взялся лишний росчерк Я? Хотя, возможно дефект печати или мусор сканирования, а то было дорисовано в дидактических целях пользователем книжки

Переходим к рисунку 33, страница 36

33/1

Оне хоть и говорят, что длинная соединительная с крючком на конце читаема как ЛЬ, но пардон, здесь и крючка то нет. И для машинной графики уже наглядно видно, что вообще надо было заводить смещение позиционных линеек не на половину меры, а на четверть, и было бы достаточно для опознания, и графика не была бы столь растянутой по вертикали.

33/2

33/3

33/4

33/5

33/6

Рисунок 35

35/1

35/2

35/3

35/4

35/5

Здесь каноном используется «визитная карточка» фоностенографии, «вуальные» +Р/+Л. Несмотря на то, что они выглядят весьма эффектно, обычно быстрее изобразить обычные знаки, а не такой модификат. Его вообще-то надо продумывать, перед тем как рисовать. И он чертовски плохо читается.

35/6

здесь автор устроил практически нечитаемое сопряжение конца одного слова с началом второго, но мэтрам виднее

35/7

37/1

37/2

37/3

37/4

37/5

37/6

37/7

37/8

37/9

47/1

47/2

47/3

47/4

47/5

47/6

47/7

47/8

47/9

47/10

53/1

53/2

53/3

53/4

53/5

53/6

53/7

53/8

53/9

53/10

53/11

68/1

68/2

68/3

68/4

72/1

72/2

72/3

72/4

72/5

72/6

72/7

72/8

72/9

72/10

72/11

72/12

72/13

72/14

72/15

72/16

106/1

106/2

106/3

106/4

106/5

106/6

106/7

106/8

106/9

106/10

106/11

106/12

106/13

106/14

106/15

117/1 (Хрестоматия, текст 1)

117/2

117/3

117/4

117/5

117/6

117/7

117/8

117/9

117/10

118/1 (Хрестоматия, текст 2)

118/2

118/3

118/4

118/5

118/6

118/7

118/8

118/9

118/10

119/1 («Ночевала тучка золотая»)

119/2

119/3

119/4

Последний отрывок, уважаемый читатель, занимателен тем, что его содержимое в графике в одном из мест абсолютно не совпадает с аннотацией - потерян целый фрагмент и в графике применены не те слова. Однако, в творении под названием «Скоропись это просто», которое якобы тщательно выверено и исправлено, эта ошибка несовпадения аннотации и графики благополучно повторена. Что это значит? - да ничего досконально не проверялось и не корректировалось в этом «труде». «Тексты» уж точно не вычитывались.

Всё, на этом произведении терпение моё иссякло. Но, думаю, сопоставлений более чем достаточно для оценки. Честно говоря, немного неожиданный эффект. Как-то ранее я не увлекался чтением учебных текстов книжки Александровой и не предполагал, что «ядовитое влияние своеобразного слухового восприятия» так укоренено в учебных материалах. Возникло впечатление, что фоностенографист просто живёт в убогом подстрочнике сокращений, лишенном всех красок, падежей и уточнений и этот убогий мир переносит на бумагу. А чтобы никто не догадывался, читается, это, оказывается, нормальными словами - да что там, элементарно, просто, понятно всем, полное совпадение с великолепием живой речи.

Какое там совпадение, с обрубленными окончаниями, недописанными словами - ядро обозначено, остальное подразумевается!, с тотальным пропихиванием всяких «мья» «мью» где казалось бы им совсем не место, совершенно слуховой подменой через «й» вполне слышимых и просто отписывающихся сочетаний.

Вы думаете, я специально изгалялся с «информационным детерминантом» этих строк? Чёрта с два! Представлено именно то, что написано, не больше и не меньше. В полном соответствии с вложенной информацией. Кстати, и ошибок/описок многовато для эталона.

После исполнения этого раздела я заметил за собою одну особенность: на некоторое врямя я напрочь перестал замечать в печатном тексте слова с пропущенными буквами, слова с переставленными буквами, недописанные слова. И лишь спустя некоторое время, «отошло». Вот вам и не влияет на грамотность, да.


Текст опубликован: 2020-05-26

Последние изменения текста: 2020-05-26


Вы можете добавить свои комментарии.

Комментарий появится на сайте только после того, как он будет проверен администрацией на запрещённую законодательством информацию.

Для возможности внесения комментариев в браузере должна быть включена поддержка JavaScript. Реклама и ссылки на сайты, не относящиеся к делу, являются прямым основанием удаления комментария. Поля "E-mail" и "WWW" обязательными для заполнения не являются, поле E-Mail не публикуется. Если хотите просто что-то написать автору статьи, без публикации на сайте - воспользуйтесь специальной формой под пунктом меню "О сайте". Администрация оставляет за собой право публиковать или не публиковать адреса, введенные в поле www, а также при необходимости редактировать текст вашего сообщения. Ответы на ваши сообщения по введенному вами E-mail автоматически сайтом не высылаются. Теги PHPBB и HTML не действуют.


Ещё тексты по этой теме:

Что такое «Вульгаризованная фоностенография» (2024-04-03/2024-04-03)
Книга "Вульгаризованная фоностенография" (2020-01-25/2021-10-15)
Полный перечень фонознаков согласных и слитных фонознаков (2020-05-23/2021-10-15)
Основная алгоритмика построения письменной графики в вульгаризованной фоностенографии и алгоритм, по которому графику строит FonoWriter (2020-05-25/2020-05-25)
Таблица частотности сочетания согласных букв для эсперанто - Frekvenca tabelo de konsonantaj literkombinaĵoj en Esperanto (2023-09-20/2023-10-03)
Таблица частотности сочетания согласных букв для испанского языка - Tabla de frecuencia de combinaciones de consonantes para español (2023-09-20/2023-09-20)
Наглядно о том, почему DJVU - очень плохой вариант для отображения рукописного текста (2021-09-09/2021-09-09)
О реальной скорости ведения записей «фразграфией»-суховеевицей по данным В.А.Суховеева (2020-09-22/2021-06-08)
Фразграфия - как они это читают (2021-02-24/2021-02-24)
Пишустры (2020-10-30/2020-10-30)
Как профессор Соколов время написания стенографических знаков измерял (2020-10-28/2020-10-28)
О том, как наплевательское и невнимательное ознакомление с теорией приводит к фэйковым аргументам (2020-09-06/2020-09-06)
Анекдоты альтернативного мира, в котором фразграфия - основная письменность для русского языка (2020-08-30/2020-08-30)
Базовые (основные) фонознаки (2020-05-25/2020-07-16)
Мера и наклон письма в фоностенографии (2020-05-24/2020-05-24)
Особые правила применения разных видов графического представления фонознака «Н» (2020-05-24/2020-05-24)
Отдельно стоящие предлоги В, К, С (2020-05-24/2020-05-24)
Правила позиционирования фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
Правила слияния, используемые при конструировании слитных фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
Сетка-шаблон изображения фонознака и наименования её элементов (2020-05-24/2020-05-24)
Цифры в фоностенографии/фразграфии (2020-05-24/2020-05-24)
Фонознаки гласных (2020-05-23/2020-05-23)
Фонознаки обратного сопровождения или «обратные звуковые ядра» (2020-05-23/2020-05-23)
Таблица сдвоенных слитных фонознаков (2020-05-22/2020-05-22)
Фонознаковые тексты для чтения, графика программы FonoWriter (2020-05-21/2020-05-21)
«Как же учить стенографии» - В. Аликин, газета Правда - 14.09.1978 (2020-05-12/2020-05-12)
Частотность применения фонознаков на примере трёх текстов (2020-03-19/2020-03-30)
Таблица частотности сочетаний согласных на примере трёх произвольных текстов (2020-02-08/2020-02-08)
Сергей Павлович Королёв и стенография (2020-01-25/2020-02-06)
Papifax (серия статей) - что под этим подразумевается? (2019-11-18/2019-12-20)
Papifax #17 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #18 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #19 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #1 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #10 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #11 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #12 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #13 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #14 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #15 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #16 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #2 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #3 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #4 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #5 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #6 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #7 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #8 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #9 (2019-11-15/2019-11-15)
Copyright © 2003-2024 by Sir Serge