Настоящий апологет учения Александровой и продвижения его в массы всячески избегает называть данные формы отображения алфавитом, дабы подчеркнуть, что значение знака и его позиции связано совсем не с буквенным представлением, а исключительно с живым звучанием. Но будем реалистами - вообще то это полное соответствие именно современному русскому алфавиту. В книжке Александровой даже приводится картинка, на которой фигуры базовых фонознаков привязаны к изображению элементов букв кириллицы, и это чистой воды подтасовка: на самом деле фоностенографический алфавит в отношении 1:1 повторяет, и по изображению и по значению, набор знаков немецкой стенографической системы Штольце - в отношении букв, приведённых к русским. Что можно наглядно увидеть на страничке энциклопедии Брокгауза-Ефрона косматых лет выпуска, посвященной различным доисторическим стенографиям (взято из Википедии, кажется. Здесь - фрагмент):
Если внимательно присмотреться к картинке с образцом стенограммы (9), то можно увидеть, что у Штольце также используется вертикальное позиционирование согласно высоты тона, во всяком случае, какой-то его рудиментарный вариант. И возникает вопрос, что именно привнёс в русский вариант немецкой официальной стенографической системы М.А.Терне. Но давайте оставим его без ответа. Кто ищет, тот найдёт и опус Терне 1874 года, и учебники по стенографии Штольце, продерётся через их пафосную манеру изложения и трудности дешевой печати 19-го века (текст отдельно, картинки всегда отдельно и картинок всегда мало и они мелкие и скученные), и получит ответы. Может быть, несколько неожиданные.
Итак, основные фонознаки в привязке к алфавиту и по алфавитному упорядочению (расстояние между линейками - одна мера, высокие знаки, соответственно этому рисунку - высотой две меры):
Отдельного знака для «Ь» и «Ъ» не предусмотрено, существование этих «понятий» тщательно обходится стороной (мы помним - это ж запись звучания, а не букв!).
Букве «Н» соответствуют аж два начертания (точнее - три) с довольно хитрыми правилами применения в оригинале, в вульгаризованной фоностенографии сильно оптимизированными.
Все гласные являются костылями и подпорками как на картинах Сальвадора Дали и используются только тогда, когда без них ну никак не обойтись в рамках «правила Терне», и как и у раннего Сальвадора, их в реальных записях можно увидеть более чем часто.
Естественно, все фонознаки при ручном исполнении имеют наклон, такой же как привычный наклон обычного письма, но те индивиды, которые в обычном письме сильно «кладут» буквы набок, должны стремиться к лишь незначительному отклонению от вертикали. Идеал строго вертикален, но мы же понимаем, что вручную выдержать это фактически невозможно.
Приведем отдельно еще несколько перечней.
«Согласные», сгруппированные по подобному звучанию и парам Звонкий-Глухой или тройкам Звонкий-Глухой-похожий на такой же глухой:
Обратите внимание, что графика знаков в парах и тройках в общем случае похожа и для пар обычно отличается только вертикальным размером основы, исключение составляет ущербный знак «Щ» (один из самых сложных при выписывании в реальном письме), к тому же на самом деле являющимся «слитным» «СЧ», попавшим в «основной» ряд для полного соответствия алфавиту, и «мычащая» пара М-Н
Внимание!
В изображении гласных мы отходим от канона ОСА в следующем:
У Александровой принято гласные изображать разными знаками в начале (середине) слова и в его конце. Начертания ОУЮА в начальном и конечном начертании у неё совпадают полностью (и в нашей вариации тоже), для знака «Я» в начале слова у нее используется та же графика, как для «И» с позиционированием не на нижнюю, а на базовую линию, «ИЫ» считается одним звуком и одним знаком, «ЕЭ» в начале слова имеет графику «А», опущенную на четверть меры, так чтобы центральная линия пересекала её посередине, «Й» в начале слова типа как не существует, но если очень надо - обозначается как «И». Я намеренно не стал это сохранять, поскольку такие подобия (и фактически совпадающие начертания) гарантируют путаницу и неоправдано увеличивают количество правил.
В горизонтальном размере знака «Ю» недотянули до полутора мер в графике этой книги. Основываемся на главном постулате - и так достаточно различимо. Но по канону ширина «Ю» должна быть полторы меры.
Наш вариант начертания «Й» и «Я» в начале слова графически совпадает с каноническими безударными приставками «ПР/БР» и «ПЛ/БЛ», при чтении «истинных» текстов может быть путаница, имейте это в виду (как имейте в виду, что эти самые ПР и ПЛ практикующие ОСА писчики иногда также применяют в графике как попало и где попало, иногда совсем не там, где они действительно приставки, и действительно безударные).
При письме фонознаки располагаются не только на базовой линии, но и с вертикальным смещением относительно неё. Об этом - в отдельном разделе «правила позиционирования фонознаков». Смещением по вертикали показывается «сопровождающая гласная фонознака», оно чрезвычайно важно для возможности прочтения написанного. Отдельно фонознаки гласных употребляются (в сравнении с буквенным письмом) редко и в исключительных случаях.
Между собой фонознаки соединяются соединительными линиями, что должно формировать непрерывное начертание - в канонической фоностенографии - предложения; в вульгаризованной фоностенографии - хотя бы слова.
Текст опубликован: 2020-05-25
Последние изменения текста: 2020-07-16
Вы можете добавить свои комментарии.
Комментарий появится на сайте только после того, как он будет проверен администрацией на запрещённую законодательством информацию.
Для возможности внесения комментариев в браузере должна быть включена поддержка JavaScript. Реклама и ссылки на сайты, не относящиеся к делу, являются прямым основанием удаления комментария. Поля "E-mail" и "WWW" обязательными для заполнения не являются, поле E-Mail не публикуется. Если хотите просто что-то написать автору статьи, без публикации на сайте - воспользуйтесь специальной формой под пунктом меню "О сайте". Администрация оставляет за собой право публиковать или не публиковать адреса, введенные в поле www, а также при необходимости редактировать текст вашего сообщения. Ответы на ваши сообщения по введенному вами E-mail автоматически сайтом не высылаются. Теги PHPBB и HTML не действуют.