Сэр Серж aka Sir Serge (Сергей Лебедев) - official site
Статьи и заметкиРасчетыО сайте

Базовые (основные) фонознаки

Настоящий апологет учения Александровой и продвижения его в массы всячески избегает называть данные формы отображения алфавитом, дабы подчеркнуть, что значение знака и его позиции связано совсем не с буквенным представлением, а исключительно с живым звучанием. Но будем реалистами - вообще то это полное соответствие именно современному русскому алфавиту. В книжке Александровой даже приводится картинка, на которой фигуры базовых фонознаков привязаны к изображению элементов букв кириллицы, и это чистой воды подтасовка: на самом деле фоностенографический алфавит в отношении 1:1 повторяет, и по изображению и по значению, набор знаков немецкой стенографической системы Штольце - в отношении букв, приведённых к русским. Что можно наглядно увидеть на страничке энциклопедии Брокгауза-Ефрона косматых лет выпуска, посвященной различным доисторическим стенографиям (взято из Википедии, кажется. Здесь - фрагмент):

Если внимательно присмотреться к картинке с образцом стенограммы (9), то можно увидеть, что у Штольце также используется вертикальное позиционирование согласно высоты тона, во всяком случае, какой-то его рудиментарный вариант. И возникает вопрос, что именно привнёс в русский вариант немецкой официальной стенографической системы М.А.Терне. Но давайте оставим его без ответа. Кто ищет, тот найдёт и опус Терне 1874 года, и учебники по стенографии Штольце, продерётся через их пафосную манеру изложения и трудности дешевой печати 19-го века (текст отдельно, картинки всегда отдельно и картинок всегда мало и они мелкие и скученные), и получит ответы. Может быть, несколько неожиданные.

Итак, основные фонознаки в привязке к алфавиту и по алфавитному упорядочению (расстояние между линейками - одна мера, высокие знаки, соответственно этому рисунку - высотой две меры):

Отдельного знака для «Ь» и «Ъ» не предусмотрено, существование этих «понятий» тщательно обходится стороной (мы помним - это ж запись звучания, а не букв!).

Букве «Н» соответствуют аж два начертания (точнее - три) с довольно хитрыми правилами применения в оригинале, в вульгаризованной фоностенографии сильно оптимизированными.

Все гласные являются костылями и подпорками как на картинах Сальвадора Дали и используются только тогда, когда без них ну никак не обойтись в рамках «правила Терне», и как и у раннего Сальвадора, их в реальных записях можно увидеть более чем часто.

Естественно, все фонознаки при ручном исполнении имеют наклон, такой же как привычный наклон обычного письма, но те индивиды, которые в обычном письме сильно «кладут» буквы набок, должны стремиться к лишь незначительному отклонению от вертикали. Идеал строго вертикален, но мы же понимаем, что вручную выдержать это фактически невозможно.

Приведем отдельно еще несколько перечней.

«Согласные», сгруппированные по подобному звучанию и парам Звонкий-Глухой или тройкам Звонкий-Глухой-похожий на такой же глухой:

Обратите внимание, что графика знаков в парах и тройках в общем случае похожа и для пар обычно отличается только вертикальным размером основы, исключение составляет ущербный знак «Щ» (один из самых сложных при выписывании в реальном письме), к тому же на самом деле являющимся «слитным» «СЧ», попавшим в «основной» ряд для полного соответствия алфавиту, и «мычащая» пара М-Н

Внимание!

В изображении гласных мы отходим от канона ОСА в следующем:

У Александровой принято гласные изображать разными знаками в начале (середине) слова и в его конце. Начертания ОУЮА в начальном и конечном начертании у неё совпадают полностью (и в нашей вариации тоже), для знака «Я» в начале слова у нее используется та же графика, как для «И» с позиционированием не на нижнюю, а на базовую линию, «ИЫ» считается одним звуком и одним знаком, «ЕЭ» в начале слова имеет графику «А», опущенную на четверть меры, так чтобы центральная линия пересекала её посередине, «Й» в начале слова типа как не существует, но если очень надо - обозначается как «И». Я намеренно не стал это сохранять, поскольку такие подобия (и фактически совпадающие начертания) гарантируют путаницу и неоправдано увеличивают количество правил.

В горизонтальном размере знака «Ю» недотянули до полутора мер в графике этой книги. Основываемся на главном постулате - и так достаточно различимо. Но по канону ширина «Ю» должна быть полторы меры.

Наш вариант начертания «Й» и «Я» в начале слова графически совпадает с каноническими безударными приставками «ПР/БР» и «ПЛ/БЛ», при чтении «истинных» текстов может быть путаница, имейте это в виду (как имейте в виду, что эти самые ПР и ПЛ практикующие ОСА писчики иногда также применяют в графике как попало и где попало, иногда совсем не там, где они действительно приставки, и действительно безударные).

При письме фонознаки располагаются не только на базовой линии, но и с вертикальным смещением относительно неё. Об этом - в отдельном разделе «правила позиционирования фонознаков». Смещением по вертикали показывается «сопровождающая гласная фонознака», оно чрезвычайно важно для возможности прочтения написанного. Отдельно фонознаки гласных употребляются (в сравнении с буквенным письмом) редко и в исключительных случаях.

Между собой фонознаки соединяются соединительными линиями, что должно формировать непрерывное начертание - в канонической фоностенографии - предложения; в вульгаризованной фоностенографии - хотя бы слова.


Текст опубликован: 2020-05-25

Последние изменения текста: 2020-07-16


Вы можете добавить свои комментарии.

Комментарий появится на сайте только после того, как он будет проверен администрацией на запрещённую законодательством информацию.

Для возможности внесения комментариев в браузере должна быть включена поддержка JavaScript. Реклама и ссылки на сайты, не относящиеся к делу, являются прямым основанием удаления комментария. Поля "E-mail" и "WWW" обязательными для заполнения не являются, поле E-Mail не публикуется. Если хотите просто что-то написать автору статьи, без публикации на сайте - воспользуйтесь специальной формой под пунктом меню "О сайте". Администрация оставляет за собой право публиковать или не публиковать адреса, введенные в поле www, а также при необходимости редактировать текст вашего сообщения. Ответы на ваши сообщения по введенному вами E-mail автоматически сайтом не высылаются. Теги PHPBB и HTML не действуют.


Ещё тексты по этой теме:

Книга "Вульгаризованная фоностенография" (2020-01-25/2021-10-15)
Полный перечень фонознаков согласных и слитных фонознаков (2020-05-23/2021-10-15)
Основная алгоритмика построения письменной графики в вульгаризованной фоностенографии и алгоритм, по которому графику строит FonoWriter (2020-05-25/2020-05-25)
Таблица частотности сочетания согласных букв для эсперанто - Frekvenca tabelo de konsonantaj literkombinaĵoj en Esperanto (2023-09-20/2023-10-03)
Таблица частотности сочетания согласных букв для испанского языка - Tabla de frecuencia de combinaciones de consonantes para español (2023-09-20/2023-09-20)
Наглядно о том, почему DJVU - очень плохой вариант для отображения рукописного текста (2021-09-09/2021-09-09)
О реальной скорости ведения записей «фразграфией»-суховеевицей по данным В.А.Суховеева (2020-09-22/2021-06-08)
Фразграфия - как они это читают (2021-02-24/2021-02-24)
Пишустры (2020-10-30/2020-10-30)
Как профессор Соколов время написания стенографических знаков измерял (2020-10-28/2020-10-28)
О том, как наплевательское и невнимательное ознакомление с теорией приводит к фэйковым аргументам (2020-09-06/2020-09-06)
Анекдоты альтернативного мира, в котором фразграфия - основная письменность для русского языка (2020-08-30/2020-08-30)
Наглядное сопоставление графики и информационной составляющей рукописных текстов канонической фоностенографии с вульгаризованной (2020-05-26/2020-05-26)
Мера и наклон письма в фоностенографии (2020-05-24/2020-05-24)
Особые правила применения разных видов графического представления фонознака «Н» (2020-05-24/2020-05-24)
Отдельно стоящие предлоги В, К, С (2020-05-24/2020-05-24)
Правила позиционирования фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
Правила слияния, используемые при конструировании слитных фонознаков (2020-05-24/2020-05-24)
Сетка-шаблон изображения фонознака и наименования её элементов (2020-05-24/2020-05-24)
Цифры в фоностенографии/фразграфии (2020-05-24/2020-05-24)
Фонознаки гласных (2020-05-23/2020-05-23)
Фонознаки обратного сопровождения или «обратные звуковые ядра» (2020-05-23/2020-05-23)
Таблица сдвоенных слитных фонознаков (2020-05-22/2020-05-22)
Фонознаковые тексты для чтения, графика программы FonoWriter (2020-05-21/2020-05-21)
«Как же учить стенографии» - В. Аликин, газета Правда - 14.09.1978 (2020-05-12/2020-05-12)
Частотность применения фонознаков на примере трёх текстов (2020-03-19/2020-03-30)
Таблица частотности сочетаний согласных на примере трёх произвольных текстов (2020-02-08/2020-02-08)
Сергей Павлович Королёв и стенография (2020-01-25/2020-02-06)
Papifax (серия статей) - что под этим подразумевается? (2019-11-18/2019-12-20)
Papifax #17 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #18 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #19 (2019-12-17/2019-12-17)
Papifax #1 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #10 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #11 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #12 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #13 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #14 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #15 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #16 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #2 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #3 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #4 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #5 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #6 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #7 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #8 (2019-11-15/2019-11-15)
Papifax #9 (2019-11-15/2019-11-15)
Copyright © 2003-2024 by Sir Serge